Norma.uz
Газета НТВ / 2015 год / № 14 / Деловая среда

Ваша строка в законопроект

 

Зримым показателем либерализации общественно-полити­чес­кого и экономического климата в Узбекистане служит бурное развитие интерактивных государственных услуг, предоставляемых на Едином портале (ЕПИГУ Уз).

 

С 1 января этого года сайт my.gov.uz предоставляет предпринимателям возможность оценивать законодательные акты. Специальный раздел на нем разработан на основании Постановления Кабинета Министров «О мерах по внедрению системы оценки воздействия актов законодательства на предпринимательскую деятельность» (от 2.12.2014 г. N 128), принятого во исполнение Указа Президента «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата и деловой среды в Республике Узбекистан».

С начала года в Системе оценки воздействия актов законодательства на www.my.gov.uz уже размещено несколько десятков проектов законодательно-правовых документов. Комментарии пользователей под ними говорят о востребованности этой госуслуги. Чтобы принять участие в обсуждении проектов нормативных актов, юридическому или физическому лицу достаточно зарегистрироваться на Едином портале.

Этой публикацией мы хотим обратить ваше внимание на изменения в Налоговый кодекс, предлагаемые Государственным налоговым комитетом.

 

 

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ –

НОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ИНСПЕКЦИЯМИ

 

Государственный налоговый комитет предложил ввести в Налоговый кодекс принципиально новую для Узбекистана функцию налоговых органов – горизонтальный мониторинг.

 

Его суть состоит в наблюдении налоговыми органами по соглашению с налогоплательщиком за состоянием исполнения им налоговых обязательств. Для мониторинга налогоплательщик представляет налоговикам запрашиваемую дополнительную информацию (документы), касающиеся его финансово-хозяйственной деятельности.

Еще раз подчеркнем, что горизонтальный мониторинг может быть введен только с согласия налогоплательщика и оформлен специальным соглашением об обмене расширенной информацией. Он осуществляется налоговыми органами без посещения налогоплательщика, на основе изучения и анализа представленной им финансовой и налоговой отчетности и иных документов о его деятельности.

Цель горизонтального мониторинга – оказание содействия налогоплательщику в точном исполнении налоговых обязательств и соблюдении налогового законодательства. Это может быть особенно важно в сложных и не до конца урегулированных хозяйственных ситуациях. Налогоплательщик получит информацию о контрагентах по заключаемым сделкам, возможных налоговых рисках и их последствиях до совершения сделки или до сдачи налоговой и финансовой отчетности.

В ходе горизонтального мониторинга не допускается какое-либо вмешательство налоговиков в деятельность налогоплательщика. Его результаты не могут служить основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности.

 

– Подобная процедура заимствована из определенного положительного зарубежного опыта и представляет собой определенный вид сотрудничества бизнеса и налоговых органов: компания раскрывает налоговому органу информацию о финансово-хозяйственной деятельности, а взамен получает возможность предварительного согласования по различным вопросам налогообложения (например, сложных или трансграничных сделок), – считает Олег Даминов, управляющий партнер компании «Бейкер Тилли Узбекистан». – В развитых странах заключение соглашений о налоговом мониторинге уже широко распространено и доказало свою эффективность в обеспечении прозрачности и структурирования бизнес-процессов. Это общепринятая практика в европейских странах и США. Очень важно сохранить доб­ровольный порядок данного процесса, так как заинтересованы в первую очередь могут быть крупные компании, которые ведут действительно сложный либо инновационный бизнес.

Как показывает этот опыт, заключение соглашений о налоговом мониторинге выгодно и налоговикам, и бизнесу. Осуществляя его, налоговые органы становятся сродни «внутреннему аудитору».

– Они получают широкий доступ к текущей финансовой информации налогоплательщика и благодаря этому могут фактически контролировать совершаемые компанией операции и предотвращать нарушения законодательства. При этом снижаются издержки государства на проведение контрольных мероприятий – как правило, в этом случае нет необходимости проводить налоговые проверки. Выгоден мониторинг и налогоплательщикам, которые, столкнувшись с неопределенностью в законодательстве, имеют возможность оперативно получить предварительное заключение о налоговых последствиях своих действий. Причем впоследствии оно будет обязательным для налогового органа, – также выразила свое мнение Ирина Агафонова, директор аудиторской организации «АДАМАС консалтинг сервис».

Внедрение налогового мониторинга на постоянной основе при правильной его организации будет способствовать сокращению затрат на проведение налоговых проверок, судебных издержек в связи с сокращением налоговых споров и повышению уровня правовой культуры в налоговых отношениях.

 

Есть и другие мнения по поводу предлагаемых законодательных новаций. Они основываются на учете особенностей развития рынка в Узбекистане и того исторически небольшого периода, в течение которого он существует.

Андрей Лубенец, управляющий партнер адвокатской фирмы «АНКОРА лигал энд консалтинг сервис» считает:

– Если принять во внимание эти факторы, то предлагаемые изменения могут не в самом лучшем свете отразиться как на налоговых органах, так и на предпринимателях. Так, например, возникнет риск того, что недобросовестные хозяйствующие субъекты будут по некоторым сделкам прикрываться заключением налоговых органов, получая его не всегда законным образом и причиняя таким образом ущерб государственному бюджету. С другой стороны, очень важно не допустить, чтобы отдельные налоговики использовали горизонтальный мониторинг в качестве инструмента сбора дополнительных сведений о налогоплательщике и оказания давления на него при совершении определенных операций, что самым серьезным образом дискредитирует данный прогрессивный способ взаимодействия бизнеса и государства.

Не спорю, инициатива, безусловно, интересная, однако практическое воплощение в жизнь предложенного механизма налогового контроля должно согласовываться с потребностями бизнеса на данном этапе развития, который больше заинтересован в снижении нагрузки по налоговому администрированию. Не думаю, что для крупного и среднего, а тем более малого бизнеса будет являться безусловным благом находиться в режиме такой, хотя и своеобразной, но все же непрерывной налоговой проверки. Все-таки любая проверка – это определенный стресс для бизнеса. Важно предложить конкретные стратегические преимущества, которые получит предприниматель в результате применения этой процедуры. Если речь идет только об информационном взаимодействии в плане оперативного получения налогоплательщиком комментариев о правильности применения налогового законодательства, то это явно недостаточное преимущество. Любые комментарии налогоплательщик может получить и без такого взаимодействия. Но даже официально полученные комментарии не всегда, к сожалению, спасают от налоговых претензий, так как все равно влекут уплату налогов и пени.

 

 

НЕДОБРОСОВЕСТНЫМ ЗАБЛОКИРУЮТ СЧЕТА

 

В случае принятия поправок в законодательство, предлагаемых налоговиками, налогоплательщику, не представившему уточненную налоговую отчетность, остановят операции по банковским счетам.

 

Действующее законодательство определяет случаи, при которых налоговые органы вправе в судебном порядке приостанавливать банковские операции налогоплательщика. Воспрепятствование проведению налоговой проверки или отказ в допус­ке проверяющих для обследования территорий, помещений, отсутствие налогоплательщика по заявленному адресу, а также непредставление им налоговой и(или) финансовой отчетности – все это служит основанием для обращения налоговиков в суд с заявлением о приостановлении банковских операций хозсубъекта.

Предлагаемые налоговиками изменения расширяют этот перечень. Речь идет о включении в число указанных оснований невыполнения налогоплательщиком правил реагирования на результаты камерального контроля, выявившего ошибки в заполнении налоговой отчетности или расхождения в данных. Законодательство требует, чтобы налогоплательщик в 10-дневный срок представил исправленную налоговую отчетность либо обоснование выявленных расхождений. Однако на практике налогоплательщики часто не соблюдают эти сроки.

В связи с этим ГНК предлагает в случае непредставления обоснования выявленных по результатам камерального контроля расхождений либо уточненной налоговой отчетности в установленный срок в судебном порядке приостанавливать операции по банковским счетам.

 

Соб. инф.

Прочитано: 5819 раз(а)

Комментарии к статье (6)

2015-04-07 21:09:29, Гость_:
На основании камерального контроля возбуждают уголовные дела,которые во время ревизии не подтверждаются и органы любым путем стараются найти его затягивая сроки проверки  до 2,5 месяцев. хотя по Закону один месяц на МП. А если горизонтальная проверка налоговики подумают  совсем другое и не будет ли больше уголовных дел, которые потом не подтверждаются. А сколько нервов уходит. Правильно поняли бы и ответственность там же ввели за такие дела тогда наверное пусть и будет горизонтальная ли вертикальная или перпендикулярная. В противном случае лучше не надо. Это  из практики.
2015-04-08 13:17:29, Гость_Аудитор:
В НОВЫЙ ЗАКОНОПРОЕКТ лучше было бы внести ужесточение ответственности работников налоговых органов за пособничество по  внеплановым контрольным проверкам.  Работники налоговых органов не всегда профессиональны, и на практике не несут никаких ответственности за ошибочное мнение, выводы и заключения, на базе которых страдают предприниматели, госбюджет и хозяйствующие субъекты с участием государственных активов.  Для них недостаточно организована переподготовка, на местах часто прибегают к внешней помощи аудиторских организаций, на которых нет пока управы со стороны государства. Не все контрольные функции исполняются по целевому назначению. Все-таки любая проверка – это определенный стресс для бизнеса и потеря информации, менеджмента и другое. Никаких конкретных преимуществ, предприниматели иметь не будут в результате применения этой процедуры.
Лучше меньше, но лучше. Нужно иметь малое количество  высокооплачиваемых, профессиональных, независимых налоговых работников и параллельно несущих материальную ответственность за причинённый ущерб государству, предпринимателю. В случае доказанности их вины, чтобы было возможно покрыть ущерб за свой счет. И служить добросовестно государству.
2015-04-12 14:13:30, Гость_:
А может ввести обязательную проверку знаний НПА РУз. работников ГНИ перед тем как допускать их к проверкам предпринимателей. Пришел проверяющий а ты ему тест на знание всех НПА, сдал, добро пожаловать к святая святых......
2015-04-13 21:05:59, Гость_:
Не понятно, зачем тогда в Налоговый кодекс вносили дополнения о том, что приостановление движения  счетов может производится на основании решения судебных органов. Получается шаг вперед- два шага назад.
2015-04-14 13:52:59, Гость_Ботир:
Да проверку знаний не мешало бы устраивать и работникам ГНИ. Конечно в налоговых органах сейчас много грамотных работников, но встречаются и такие: Недавно мы как юр лицо заключили договор аренды с физ лицом:
- Во-первых сотрудник ГНИ попросил принести письмо о том, что мы будем удерживать подоходный налог с арендодателя, но это же в Налоговом кодексе  Республики  Узбекистан (НК) черным по белому написано в статье № 184;
-  во-вторых такой сотрудник напомнил, что в течение тридцати дней после налогового периода мы обязаны сдать справку в ГНИ о полученных доходах,тогда пришлось ему напомнить,что с 1 января 2015 г в ст 187 НК внесли изменения,и справка не представляется по доходам,облагаемым по установленной минимальной ставке.
И это не единичный случай,когда дергают по тому или иному поводу.
2015-04-14 17:41:46, Гость_Ш араф Рузметов:
Давайте конкретно кто? Фамилия Имя налогового инспектора

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика