Norma.uz
Газета Норма / 2013 год / № 20 / Актуально!

Защита прав иностранных инвесторов гарантирована

Эффективная инвестиционная политика во многом определяет успех развития всего государства. Результаты осуществления инвестиционной политики Узбекистана в первом квартале 2013 года внушают большой оптимизм. Объемы освоенных инвестиций увеличились на 7,2 процента. Высокие показатели свидетельствуют о том, что институциональная среда, сложившаяся в отечественной экономике, является гарантом привлечения инвестиций для модернизации и развития предприятий.

Сегодня дальнейшее развитие инвестиционных отношений – одно из приоритетных направлений государственной политики Узбекистана. При этом исходя из мирового опыта был сделан акцент на совершенствование нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности, выработку и проведение долгосрочной инвестиционной стратегии. Кабинетом Министров Республики Узбекистан запланировано внести на рассмотрение парламента проект закона, предусматривающего внесение уточняющих поправок в статью 10 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов» от 30 апреля 1998 года. О сути и значении вносимых в документ изменений корреспонденту Национального информационного агентства Узбекистана – УзА рассказал первый заместитель министра юстиции Республики Узбекистан Есемурат КАНЬЯЗОВ.

 

– Для инвесторов в Узбекистане созданы беспрецедентно благоприятный инвестиционный климат, система льгот и преференций, – сказал Е.Каньязов. – Свидетельством тому является ежегодный рост иностранных капиталовложений в нашу экономику. Инвестиционная привлекательность страны прежде всего обусловлена эффективной законодательной базой, включившей в себя основные положения международного инвестиционного права.

В Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране Президент Ислам Каримов подчеркнул, что принятые в целях реформирования экономики в общей сложности более 400 законов не только стали прочным правовым фундаментом дальнейшей либерализации и модернизации экономики, но и явились гарантом необратимости проводимых рыночных реформ.

В числе наиболее значимых законов – законы Республики Узбекистан «Об иностранных инвестициях», «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», заложившие основу для формирования благоприятного инвестиционного климата. Кроме того, нашей страной заключено около 50 двусторонних соглашений о взаимном поощрении
и защите инвестиций, а также ратифицирован ряд многосторонних международных правовых документов в этой области.

Указанные соглашения наряду с вопросами стимулирования и защиты инвестиций, компенсации нанесенного инвестициям ущерба, свободного перевода инвестиций за рубеж также регулируют порядок разрешения инвестиционных споров.

 

– Каков механизм разрешения инвестиционных споров и существуют ли конкретные примеры в международной практике?

– Не секрет, что в процессе реализации долгосрочных хозяйственных связей могут возникнуть споры. В связи с этим немаловажным фактором благоприятного инвестиционного климата любой страны является наличие действенной системы обеспечения имущественных прав инвестора, способной гарантировать его права и при необходимости предоставить в его распоряжение надлежащие инструменты и способы их защиты.

Как правило, на международной арене все споры между сторонами, связанные с иностранными инвестициями, принято разрешать посредством переговоров между сторонами, а в случае отсутствия договоренностей – путем разбирательства в судах страны, принимающей инвестиции, или в международных арбитражах. При этом особенностью арбитража является наличие обязательного письменного согласия обеих сторон для передачи такого спора в арбитраж.

В подтверждение доступности международного арбитража лишь при наличии письменного согласия можно привести статью 25 Конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами. Она гласит, что в компетенции Международного центра по урегулированию инвестиционных споров находится разрешение правовых споров, вытекающих непосредственно из отношений, связанных с инвестициями, между договаривающимся государством и лицом другого договаривающегося государства при условии наличия письменного согласия участников спора о его передаче для рассмотрения в Центре.

Такого рода согласие, как правило, прописывается в заключаемых между государствами договорах или в рамках договоров между инвестором и государством, принимающим инвестиции, что в свою очередь стимулирует страны, стремящиеся защитить инвестиции своих граждан на территории других государств, заключать такого рода соглашения.
Во всех случаях конкретное согласие принимающего государства о передаче конкретного спора в арбитраж является обязательным.

 

– Каким образом регулируется порядок разрешения инвестиционных споров в Узбекистане?

– Как было сказано выше, наша страна является участником ряда соглашений о взаимном поощрении и защите инвестиций. Они наряду с установлением благоприятного режима инвестирования содержат нормы, регулирующие защиту имущественных прав инвестора в случае возникновения споров с государством – реципиентом инвестиций. В частности, рядом подписанных Узбекистаном соглашений предусматривается возможность передачи инвестиционных споров  в арбитраж по правилам Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (Вашингтон), Международного арбитражного суда при Международной торговой палате (Париж), Арбитражного суда при Стокгольмской торговой палате (Стокгольм) либо в иной постоянно действующий арбитраж или арбитраж «ad hoc» (специально создаваемый арбитраж для разрешения конкретного спора).

Кроме того, инвесторы имеют возможность предусмотреть порядок разрешения инвестиционных споров в рамках заключаемых с Республикой Узбекистан соглашений о разделе продукции, концессионных или инвестиционных договоров. Наша страна с 1995 года также является членом Нью-Йоркской Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10 июня 1958 года.

Таким образом, в Узбекистане имеется несколько направлений разрешения инвестиционных споров, в полной мере соответствующих общепризнанным нормам международного права.

Но, как показывает практика, встречаются случаи неправильной интерпретации отдельными иностранными инвесторами законодательства Республики Узбекистан, регулирующего данную сферу. Например, статьей 10 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов» установлено, что, если стороны инвестиционного спора окажутся не в состоянии достичь согласованного разрешения, такой спор должен разрешаться Хозяйственным судом Республики Узбекистан либо посредством арбитража в соответствии
с правилами и процедурами международных договоров (соглашений и конвенций) по разрешению инвестиционных споров, к которым присоединилась Республика Узбекистан.

Как видно, приведенная выше норма лишь определяет возможные варианты разрешения инвестиционных споров и не содержит какого-либо согласия государства передать конкретный инвестиционный спор
в арбитраж.

В целях обеспечения правильной интерпретации данной нормы Конституционным судом Республики Узбекистан 20 ноября 2006 года дано официальное ее толкование. Необходимо отметить, что, согласно Конституции нашей страны, официальное толкование законов отнесено к компетенции Конституционного суда Республики Узбекистан.

В данном постановлении Конституционным судом дано четкое разъяснение, что статья 10 указанного Закона не является выражением согласия страны на передачу конкретного инвестиционного спора для разрешения в международный арбитраж.

 

– Чем обоснована необходимость внесения уточнений в статью 10 Закона «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов»?

– Несмотря на наличие официального толкования Конституционного суда, к сожалению, на сегодняшний день все еще имеют место факты неверного интерпретирования указанной статьи отдельными иностранными инвесторами, которые рассматривают ее как согласие Республики Узбекистан на передачу любого инвестиционного спора в арбитраж, например в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров. Данное обстоятельство не может не беспокоить Узбекистан, как и любое другое государство, стремящееся обеспечить приток иностранных инвестиций. Ведь наша страна с первых дней независимости стремится сделать свое законодательство максимально прозрачным и понятным для восприятия.

В связи с этим в нынешнем году Кабинетом Министров Республики Узбекистан запланировано внести на рассмотрение Олий Мажлиса проект закона, предусматривающего внесение уточняющих поправок
в статью 10 Закона «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов». В частности, предполагается уточнить, что часть первая  статьи 10 не является выражением согласия страны на передачу конкретного инвестиционного спора для разрешения в международный арбитраж.

Однако данный факт не подразумевает, что ни один инвестиционный спор в Узбекистане не может быть рассмотрен в международном арбитраже. Как было указано выше, законодательством Узбекистана предусмотрены различные варианты выдачи письменного согласия на передачу споров в арбитраж посредством заключаемых двусторонних договоров как между государствами, так и между государством и инвестором.

Особо хочу подчеркнуть, что цель данного законопроекта – не изменить смысл статьи 10 Закона «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов» или ограничить права иностранных инвесторов, а внести в нее ясность. Вопрос согласия Республики Узбекистан должен рассматриваться в каждом конкретном случае и найти свое отражение
в письменной форме. Следовательно, для того, чтобы наша страна дала согласие на международный арбитраж, необходимо ее письменное согласие, которое должно быть прописано, например, в двусторонних или многосторонних инвестиционных договорах или соглашениях.

 

– Какие преимущества предоставляет законопроект для иностранных инвесторов?

– Предлагаемый законопроект, в полной мере отражая интересы самих иностранных инвесторов, направлен на усиление защиты их прав путем обеспечения их правильного понимания законодательства, исключающего какие-либо неясности в отношениях с Узбекистаном как страной пребывания. Также законопроект соответствует фундаментальным стандартам международного права в области иностранных инвестиций, которые призывают государство действовать прозрачно в отношениях с иностранными инвесторами, в частности, чтобы они заранее были информированы о всех правилах и нормах, регулирующих инвестиционную деятельность.

В заключение хотелось бы отметить, что предлагаемые в Закон уточнения, способствуя обеспечению транспарентности и правильному пониманию положений национального законодательства иностранными инвесторами, вложившими или намеревающимися вкладывать средства в Республику Узбекистан, призваны повысить инвестиционную привлекательность нашей страны.

 

Беседовала

Мехрибон МАМЕТОВА,

корр. УзА.

Прочитано: 6219 раз(а)

Комментарии к статье (2)

2013-05-24 09:29:40, Гость_Н.Х. Алимов-парламентарий, фракция УзЛиДеП:
Все то, о чем рассказал заместитель министра,  верно.
Тем не менее, зарубежному инвестору нужно всегда готовиться к  вхождению на иностранный рынок.
В ближайшее время будут вноситься новеллы в национальное законодательство и процедуры по судебному разрешению споров, связанных с внешним капиталом, участием, специалистами.
2013-05-24 17:26:51, Гость_юрист:
совсем недавно,  если не ошибаюсь,   внесены поправки,  согласно которым  необходимо согласие Узбекистана на участие в международном суде (по итогам тяжбы с мтс)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика